Модели коробок передач КамАЗ, особенности эксплуатации, обслуживания и переключения скоростей

Модели коробок передач КамАЗ, особенности эксплуатации, обслуживания и переключения скоростей

Коробка передач КамАЗ: грамотная эксплуатация для увеличения ресурса

Популярные во многих странах грузовики КамАЗ 5320 и другие модификации активно используются для магистральных грузоперевозок и выполнения широкого перечня специальных задач на строительстве, в коммунальном и сельском хозяйстве, в разных сферах промышленности и частном секторе. Для реализации силовых и динамических возможностей двигателя на грузовик устанавливается технологичная коробка передач КамАЗ. Устойчивость к высоким нагрузкам, хорошая ремонтопригодность, неприхотливость в эксплуатации, недорогое сервисное обслуживание – главные параметры, обуславливающие популярность механической трансмиссии. Кроме того механика предоставляет возможность обеспечить полный контроль над распределением мощности двигателя.

Назначение и устанавливаемые на грузовик модели КПП

Коробка передач выполняет функцию преобразования вращающего момента двигателя и подачи усилия на карданный вал. Мощность снимается с коленвала мотора через сцепление, увеличивается с помощью системы шестеренок и передается на ведущую ось. Агрегат надежный по конструкции и отличается четким включением скоростей. При соблюдении правил эксплуатации, периодичности техобслуживания и ремонта с использованием оригинальных комплектующих коробка передач рассчитана на период эксплуатации грузовика.

На КамАЗ разных модификаций устанавливается несколько моделей трансмиссии для выбора скоростей:

  1. Стандартная 5-ступенчатая (модель 14). Монтируется на грузовиках с самосвальным кузовом и единичных автомобилях КамАЗ - 4310, 5320 и др. КПП комплектуются шестеренками, обеспечивающие постоянное зацепление на всех скоростях, и синхронизаторами, позволяющими плавно вводить в зацепление шестерни. Все шестеренки косозубые, кроме первой и заднего хода.
  2. 10-ступенчатая (модель 15). Устанавливается на грузовики-тягачи, использующиеся для магистральных грузоперевозок. Конструктивно состоит из базовой пятиступенчатой КПП и редуктора-делителя, имеющего две ступени и позволяющего получить еще дополнительно 5 скоростей для движения вперед и 2 заднего хода.
  3. Восьмиступенчатая (мод. Объединяет в себе 4-ступенчатую КПП и планетарный 2-ступенчатый демультипликатор, обеспечивающий дополнительно 4 скорости, в том числе пониженную и прямую передачу.
  4. ZF-Ecomid. Устанавливается на грузовики повышенной грузоподъемности КамАЗ-5490, 65115 и модификации. Состоит из 4-ступенчатого блока с низкими скоростями, в том числе пониженной и заднего хода, а также блока с 4 высшими скоростями. Благодаря демультипликатору водителю предоставляется 9 передаточных чисел для передвижения вперед и одна для движения задним ходом. Скорости 1−4 относятся к низшему диапазону, а числа 5−8 к высшему диапазону демультипликатора. В каждом диапазоне предусмотрено по одному подпружиненному нейтральному положению. Также на грузовики устанавливается 6-ти и 16-ступенчатая коробка переключения скоростей ZF.

Конструктивные особенности трансмиссии

Коробка переключения скоростей многотонного грузовика представляет собой сложный по конструкции и функционированию агрегат. Он состоит из множества комплектующих, согласованных между собой. Основные узлы КПП:

  • картер агрегата;
  • первичный, промежуточный и вторичный вал;
  • набор шестеренок и синхронизаторов;
  • блок шестерен для движения задним ходом;
  • роликоподшипники валов;
  • прокладки для регулировки;
  • механизм, обеспечивающий выбор передаточных чисел;
  • червяк для приведения в действие спидометра;
  • уплотнительные манжеты, сальники и прокладки.

В передней части МКПП монтируется картер механизма сцепления. Делитель конструктивно состоит из одной дополнительной пары цилиндрических шестерен цилиндрического типа, первичного и промежуточного вала, устройства для ввода в зацепление передаточных чисел и синхронизаторов. Управление агрегатом механическое с удаленным приводом. Для выбора скоростей с использованием делителя установлена пневматическая система.

Система смазки коробки передач, устанавливаемой на КамАЗ, комбинированного типа. Все механические узлы смазываются методом разбрызгивания. Для смазки под давлением подшипников шестерен основного блока и делителя используется маслонагнетающее устройство. Для заливки трансмиссионного масла предусмотрена горловина на правой стенке картера, которая закрывается специальной пробкой.

Контроль уровня масла обеспечивается с помощью щупа. С целью слива отработки в картер ввернуты пробки с вмонтированными магнитами, собирающими металлические частицы, образуемые от металлических трущихся поверхностей. По бокам картера имеются люки, предназначенные для монтажа коробок отбора мощности по 30 л.с. Отбор мощности возможен при нахождении грузовика в неподвижном положении.

Порядок переключения передач (схемы)

Правильная и грамотная эксплуатация КПП позволяет продлить ресурс не только коробки передач, но и силового агрегата, а также ходовой части грузового автомобиля.

Переключение передач в пятиступенчатой трансмиссии выполняется дистанционно по стандартной схеме с помощью качающегося рычага при полностью выжатой педали сцепления. Включение требуемой скорости проводится на минимальных оборотах двигателя. Начинать движение, в том числе на незагруженном грузовике, необходимо с первой передачи для недопущения усиленного износа и поломки узла сцепления. Для разгона все скорости включаются последовательно.

Схема управления кпп модели 14

Схема управления кпп модели 14

В трансмиссии, оснащенной тросовым приводом механизма включения скоростей, применяется сервошифт. Он предназначен для снижения усилия водителя при переключении передач. С этой целью к устройству подается сжатый воздух от пневмосистемы грузовика. В связи с конструктивной особенностью запрещается переключать передачи до обеспечения в пневматическом приводе рабочего давления на уровне 7,0–8,0 кгс/см.кв. В противном случае возможен обрыв троса из-за отсутствия необходимого давления в системе.

На рычаге коробки передач, оборудованной делителем, предусмотрен специальный переключатель. С его помощью каждая скорость, в том числе задний ход, делится на высшую «В» и низшую «Н». Переход с высшего на низшее передаточное число и обратно осуществляется переключателем делителя без использования рычага. Для этого переключатель переводится в нужное положение, нажимается педаль для выключения сцепления и через секундную паузу отпускается. В результате таких манипуляций требуемая передача включается автоматически.

Схема управления кпп модели 15

Схема управления кпп модели 15

Также предоставляется возможность выбрать требуемую скорость при переключении рычагом. Для этого переключатель устанавливается в позицию «В» или «Н», нажимается педаль сцепления и рычаг устанавливается в положение требуемой передачи. Для сохранения ресурса трансмиссии, оборудованной делителем, необходимо использовать весь диапазон предусмотренных конструкцией передач.

В коробках выбора скоростей ZF 9S 1310 с демультипликатором передаточные числа 1−4 относятся к низшему диапазону «Н1», а 5−8 к высшему диапазону «Н2».

Схема управления кпп модели ZF 9S 1310

Схема управления кпп модели ZF 9S 1310 

При замедлении многотонного грузовика необходимо переключать скорости последовательно. Пониженная передача «С» используется, когда нужно тронуться на загруженном грузовике или при движении в тяжелых дорожных условиях. При эксплуатации КПП с демультипликатором запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона «Н2» на низший диапазон «Н1» делителя, если скорость грузовика превышает 30 км/час;
  • осуществлять движение грузовика при нахождении рычага коробки передач в положении нейтрали;
  • включать задний ход (R), не обеспечив полную остановку автомобиля.

Пневматическое переключение диапазонов «Н1» и «Н2» (переключение с четвертой на пятую и обратно) осуществляется автоматически при переводе рычага через положение «◊». Если включен низший диапазон механической КПП, то на панели приборов горит контрольная лампочка. В момент переключения диапазонов шток рычага блокируется. После 2 секунд становится доступным переключение передач в демультипликаторе.

Коробка передач ZF на 16 ступеней состоит из четырехступенчатого блока с интегрированной передачей для движения задним ходом, планетарного редуктора на выходе, а также делителя с парой шестерен привода промежуточного вала. Такая конструкция обеспечивает 16 передач: 4 скорости основного блока, 4 скорости демультипликатора и 8 передаточных чисел делителя. Также предусмотрены 2 скорости для движения задним ходом.

Обслуживание КПП КамАЗ

Коробка переключения передач при своевременном обслуживании рассчитана на срок эксплуатации грузовика. Регламент заключается в проведении регулировочных операций и замене трансмиссионного масла. Конструкцией КПП предусмотрена регулировка:

  • механизма привода переключения передаточных чисел;
  • рабочего хода рычага;
  • зазора клапана, отвечающего за включение делителя.

Производитель устанавливает срок замены масла не реже одного раза в год. Также придется поменять смазку при достижении пробега в 90 тысяч км. Рекомендованные заводом показатели могут быть существенно сокращены, если грузовик эксплуатируется на строительных площадках, в карьерах при полной нагрузке, в условиях запыленного воздуха. При длительном движении на пониженных передачах масло быстрее теряет смазывающие и очищающие свойства, поэтому рекомендуется менять через 45 тыс. км пробега или каждую 1000 рабочих часов.

В процессе эксплуатации трансмиссии происходит естественный износ комплектующих. Интенсивно изнашиваются зубцы шестеренок, детали привода и подшипники, на которых установлены валы. Для устранения проблемы устанавливаются новые детали. При нарушении регулировки рычага и приводных механизмов, а также изменении зазора в клапане переключения делителя, возникают следующие неисправности:

  • не включаются передачи;
  • требуется прикладывать значительное усилие для включения скоростей;
  • происходит самостоятельное выключение передаточных чисел при движении грузовика;
  • проблемы с включением первой передачи, а также заднего хода;
  • прослушивается посторонний шум при работе трансмиссии.

Для проверки уровня трансмиссионного масла в коробках передач моделей 14 и 15 предусмотрен специальный щуп, смонтированный в пробке заливной горловины. В трансмиссии моделей 161 и ZF уровень смазки проверяется через контрольные отверстия в корпусе. Замена смазки выполняется на прогретом агрегате, когда она имеет низкую вязкость. Для слива отработки откручиваются пробки в коробке и делителе. В модели 161 выкручивается также и масляный фильтрующий элемент. В агрегатах ZF отработанное масло сливается через пробки контрольных отверстий.

На следующем этапе коробка передач КамАЗ, а также делитель заполняется моторным маслом. Запускается двигатель и работает некоторое время (около 10 мин.) при нахождении рычага в нейтральном положении. После слива промывочной смазки коробка и делитель заполняются трансмиссионным маслом, соответствующим спецификации производителя. После работы двигателя в течение 5 минут на холостом ходу масло доливается до требуемого уровня.

15.04.2020

Возврат к списку