Электросхема КамАЗ-6520 Евро 4 с расшифровкой: диагностика системы электропитания

Электросхема КамАЗ-6520 Евро 4 с расшифровкой: диагностика системы электропитания

Система электрооборудования КамАЗ-6520 включает источники и потребители тока, а также элементы управления. Все компоненты с помощью электрической проводки объединяются в бортовую электросеть. С целью ремонта и обслуживания электрических элементов грузового автомобиля разработана электросхема КамАЗ-6520 Евро 4 с расшифровкой, которая позволяет с точностью определить неисправности, выполнить замену кабеля и правильно подключить потребителей тока.

Описание схемы электрооборудования

Электросхема выполнена в цвете для облегчения поиска неисправности и ремонта проводки. Цвет проводов на схеме в точности соответствует оттенку кабеля в проводке. Схематически показаны источники тока, датчики, осветительные приборы и другие потребители, подсоединенные к бортовой сети грузового автомобиля.

Подключение электропотребителей к источнику тока организовано по однопроводной схеме. Минусовый полюс аккумулятора и отрицательные клеммы устройств подключены к корпусу («массе») грузовика. Исключение составляет отрицательный провод плафона, установленного в вещевом ящике, который подключен на блок предохранителей. Для управления головным светом фар используется комбинированный переключатель.

Электрооборудование КамАЗ-6520, 65115 и других модификаций делится на следующие подсистемы:

  • Оборудование для пуска двигателя.
  • Освещение снаружи грузовика и внутри кабины (фары дальнего и ближнего света, противотуманные фары, задние фонари, освещение подкапотного пространства, светильники салона, вещевого ящика и спального места, переносная лампа). Приборы обеспечивают безопасность эксплуатации грузовика, а также подсветку водительского места.
  • Световая сигнализация (стоп-сигналы, габариты, индикаторы поворотов, переключатели, реле и контрольные лампочки для индикации включения блокировки дифференциала, установленного между осями, активации стояночного тормоза, снижения давления в тормозном контуре). Устройства оповещают других водителей о маневре или торможении, а также отображают состояние узлов, от которых зависит безопасность управления автомобилем.
  • Отопительная система, вентиляция и энергоснабжение.
  • Приборная панель: тахометр, электронные датчики, спидометр, индикаторы, позволяющие косвенно определить техсостояние устройств. Приборы предназначены для контроля над функционированием агрегатов и отдельных механических узлов грузовика, а также индикации скорости грузовика.
  • Блок с предохранителями. Имеет значение для защиты электроцепей от короткого замыкания и скачков напряжения.
  • Блок управления, обеспечивающий взаимодействие и работоспособность основных агрегатов и электронного оборудования.
  • Аудиосистема.

Исправное функционирование электрооборудования обеспечивается источниками электроэнергии. На КамАЗ устанавливаются два аккумуляторы, подключенные последовательно. Они обеспечивают уверенный пуск двигателя и питают электроприборы при неработающем моторе. Отрицательный вывод АКБ надежно фиксируется к «массе» автомобиля через специальный переключатель, управляющийся дистанционно. Генератор подсоединяется параллельно аккумуляторам и вырабатывает электроэнергию для подключенных в систему приборов. Также агрегат вырабатывает электроток для обеспечения зарядки аккумуляторов.

Основные элементы электросхемы

На электросхеме КамАЗ рядом с условными маркерами потребителей тока проставлена нумерация проводки, а литерами обозначен их цвет. Применяются следующие условные обозначения:

  • В – спидометр, датчики уровня топлива, падения давления масла, воздуха, температуры антифриза и пр.
  • Е – фары противотуманные, указатели поворотов, задние фонари, фонарь автопоезда, плафоны кабины.
  • G – генератор, АКБ.
  • Н – блок контрольных ламп, реле-сигнализаторы.
  • К – реле и термореле ближнего света, включения ЭФУ, выключатель АКБ.
  • М – стартер, стеклоомыватель, стеклоочиститель.
  • Р – тахометр, комбинация приборов, указатель давления.
  • S – выключатели, переключатели, кнопка дистанционного выключателя массы.
  • V – диоды, реле включения стартера, прерыватель индикаторов поворота, регуляторы напряжения.
  • X - одно- и много контактные разъемы, розетки.
  • Y – электромагнитные клапаны.

Возможные неисправности электрооборудования

Благодаря электросхеме можно определить характерные дефекты электроцепей. При неисправности фары, указателя поворота, звукового сигнала или другого электроприбора в первую очередь проверяется целостность предохранителя. Защитный элемент перегорает от короткого замыкания, поэтому перед его заменой необходимо устранить причину повышения напряжения в цепи. Если предохранитель целый, нет замыканий и обрывов проводки, то причина в устройстве. По схеме можно определить проводник для проверки работоспособности электроприбора.

В процессе эксплуатации грузовика возможна утечка тока по причине повреждения изоляции проводки. Используя измерительный прибор можно выявить дефектный провод. При замене необходимо надежно изолировать кабель перед укладкой. Часто приборы перестают работать из-за отсутствия контакта по причине обрыва кабеля, перегорания или окисления клеммы. Неисправность устраняется путем зачистки или установки нового контакта.

Если пропадает зарядка исправной аккумуляторной батареи, то проверяется цепь высокого тока и работоспособность генератора, от которого зависит стабильная работа всей электросети грузового автомобиля.

Порядок диагностики электрооборудования

Используя схему электрообеспечения КамАЗ-6520 можно измерить напряжение в определенной цепи. Для этого один щуп измерительного прибора подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи или надежно соединяется с корпусом грузового автомобиля. Второй щуп подсоединяется к диагностируемому участку по возможности ближе к предохранителю цепи. Если прибор показывает напряжение, значит данный участок исправный. Для некоторых проводников измерения необходимо проводить при включенном зажигании.

Диагностика остальных участков цепи проводится аналогичным методом. При обнаружении точки, где отсутствует напряжение, диагностируется проблема на участке цепи между данной точкой и последним проверенным лементом. Причиной многих проблем является плохой контакт из-за коррозии или окисления контактов в подкапотном пространстве.

Для определения короткого замыкания необходимо извлечь предохранитель, включенный в проверяемую цепь, и отключить все потребители электротока на данном участке. Один щуп подключается к массе автомобиля, а торой к клеммам предохранителя. Если прибор показывает значение, значит в цепи короткое замыкание, появляющееся из-за перетирания или повреждения изоляции проводов.

Поддержание системы электрооборудования грузовика в исправном состоянии обеспечивает работоспособность узлов и агрегатов для безопасной и продолжительной безаварийной эксплуатации многотонного транспортного средства.

14.04.2020

Возврат к списку