Что такое водяная помпа КАМАЗ, и как ее менять?

Водяная помпа на КАМАЗ

Как поменять водяную помпу КАМАЗ своими руками?

Водяной насос КАМАЗ служит для организации движения охлаждающей жидкости в соответствующей системе автомобиля. Помпа находится в передней части левого блока цилиндров. Ее приводит в действие момент, которые передается от шкива гидромуфты с помощью передачи ременного типа.

Нередко во время эксплуатации транспортного средства может произойти поломка помпы. Неисправность этого элемента способен привести к выходу из строя мотора, вызванному вскипанием антифриза. Поэтому следует разобраться, как проводить контроль качества охлаждающей жидкости и состояния помпы для эффективной и бесперебойной работы насоса.

Как работает помпа?

Водяная помпа – это центробежный насосный агрегат. Конструкция включает:

  • корпус;
  • вал;
  • шариковые подшипники;
  • уплотнение;
  • сальник помпы;
  • крыльчатки.

Корпус изготавливают преимущественно из алюминия или чугуна. Он оборудован 2 патрубками: всасывающим, который соединяют с радиатором, и напорным, соединение которого происходит с несколькими блоками цилиндров. За счет этого достигается бесперебойная перекачка охлаждающей жидкости.

Также на корпусе предусмотрено 2 отверстия: вверху и внизу. Первое организует вентиляцию полости узла подшипников. Нижнее устроено для обеспечения контроля за протечками антифриза в случае, если будет нарушена герметичность уплотнителя. Также нижнее отверстие выступает в роли дренажа.

Привод помпы механический, связан с основным агрегатом. Такое устройство позволяет контролировать скорость поступления и движения охлаждающей жидкости посредством изменения количества оборотов мотора.

Другими словами, чем чаще вращается вал, тем интенсивнее охлаждение агрегата. Чтобы в процессе эксплуатации антифриз не попал из гидравлической полости в узел с подшипниками, конструкторами было предусмотрено торцевое уплотнение.

Уплотнению устанавливают на поверхность вала. Оно представляет собой две части: подвижную и неподвижную. Герметичность достигается за счет уплотняющихся поверхностей из графита, на которые дополнительно наносится смазка из такого же материала.

Для организации плотного и герметичного соединения на более подвижных участках уплотнения устанавливают пружину. В процессе эксплуатации графитовая поверхность постепенно изнашивается, из-за чего происходит потеря герметичности.

Почему возникает неисправность?

Главной причиной неисправности помпы является износ торцевого уплотнения, следствием которого является потеря герметичности соединения. Когда горячая ОЖ вырывается внутрь подшипникового узла, из него выматывается смазка. Со временем конструкция водяного насоса начинает издавать неприятные звуки, а после и вовсе выходит из строя.

Определить поломку самостоятельно можно по течи антифриза, которую удастся обнаружить в контрольном отверстии. Также следует обратить внимание на люфт вала и на работу печки в зимний период.

Чтобы восстановить работу насоса, необходимо провести замену. При необходимости справиться с возникшей проблемой владелец авто может своими руками. Однако для этого потребуется подготовить необходимые детали инструменты.

Демонтаж и разбор насоса

Разобрать и демонтировать насос не так трудно, как может показаться. Прежде всего, владельцу авто потребуется слить жидкость. При этом важно обратить внимание на то, что антифриз – токсичное вещество, способное нанести вред здоровью человека и природе. Сливать его необходимо в специальную емкость. Дополнительно можно провести фильтрацию жидкости, так как это позволяет использовать ее еще раз.

Далее потребуется:

  1. Демонтировать ремни привода посредством ослабления их натяжения.
  2. Устранить хомуты крепления, отвечающие за фиксацию патрубков подвода жидкости.
  3. Открутить 3 фиксирующих болта, сдерживающих помпу.
  4. Демонтировать насос.
  5. Извлечь устройство наружу вместе со всеми патрубками.

Чтобы разобрать водяную помпу, следует демонтировать крепеж шкива и крыльчатки. Для извлечения вала с подшипниками и уплотнением рекомендуется использовать выколотку, выполненную из мягкого материала.

Если это необходимо, стоит разобрать дефектный узел с помощью подходящих инструментов и собрать его обратно, заменяя вышедшие из строя детали новыми.

Замена

На КамАЗы устанавливают два вида насосов:

  1. С одноручьевым шкивом.
  2. С двухручьевыми шкивами.

В случае проведения замены потребуется приобретать ту помпу, которая совпадает по внешнему виду и характеристикам с вышедшим из строя элементом. Если этого не предусмотреть, то вероятность возникновения очередной проблемы заметно повысится, и придется снова прибегать к ремонту.

Замену помпы следует проводить в обратном снятию порядке. Прежде, чем установить запчасть на место, дополнительно потребуется заполнить полость подшипникового узла смазкой. Она предотвратит износ элементов.

Заполнять требуется до тех пор, пока она не окажется в контрольном отверстии. Подобное условие поможет предотвратить попадание тосола в узлы в случае очередной поломки уплотнения.

Сколько стоит помпа?

Стоимость насоса определяется несколькими факторами:

  • производителем;
  • исполнением двигателя;
  • регионом страны, в котором выпущено устройство.

В среднем цена на помпу лежит в пределах от 5 до 15 тыс. рублей. Если обратиться за восстановлением вышедшего из строя изделия, то за работу потребуется отдать 2-2,5 тыс. рублей. Конечно, самостоятельный ремонт обходится дешевле. Качественный комплект запчастей можно приобрести за 700 рублей.

Самостоятельная замена дефектных деталей оправдана только в том случае, если корпус помпы практически не поврежден, а крыльчатка не подверглась сильному износу в процессе эксплуатации автомобиля. Если проблемы серьезные, рекомендуется обратиться за помощью в специализированную мастерскую.
22.04.2020

Возврат к списку